Понедельник, 20.05.2019, 14:17

"Точка роста"

Меню сайта
Календарь
«  Май 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

История школы

Так все и начиналось…

В 1931 году Гаськовой Матрене Георгиевне было поручено открыть в Коломинских Гривах начальную школу. Под школу был приспособлен амбар, не было бумаги, учебников, парт.

              

В первом классе училось 65 человек, во втором - 40, в третьем – 39 человек, четвертый класс был открыт в 1932 году. Очень трудно было работать, но работали. Ребята тянулись к знаниям. Учителей было двое: заведующая Гаськова Матрена Георгиевна и учительница Анакина Мария Дмитриевна.
В 1933 году в школе был открыт пятый класс.
Через год, в 1934, построено новое здание школы.
Первый выпуск семилетки состоялся в 1937г., всего в школе обучался 421ученик. Интерната тогда не было, 54 ученика жили на квартирах.
В 1951 год школа стала средней. Директором был Гладков А.Д..  Первый выпуск десятилетки состоялся в 1954г., и к 1956 году количество учащихся настолько возросло,  здание школы стало настолько мало и пришло в негодность, что директору школы Каратаеву Д.И. удалось добиться разрешения на строительство нового здания. Преемнику Каратаева, директору школы Галкину И.И., потребовалось много энергии, знания строительного дела, организаторских способностей, чтобы построить новое здание школы. 12 февраля 1962 года вселились в новую школу.

Иван Ильич Галкин был выпускником школы. Он проработал в должности директора 16 лет, при нем была введена кабинетная система, новый предмет: профессиональное обучение.
В 1970-1980гг были построены спортзал, мастерские, кирпичный интернат, кабинет машиноведения, теплица, тир.
В 1990г. часть здания интерната была реконструирована под начальную школу и компьютерный класс, а с сентября 1999г. школа живет и работает в зданиях культурно-спортивного комплекса, построенного в 1991г.

Заведующими начальной и директорами семилетней и средней школы были:

       
1931 - …  Гаськова Матрена Георгиевна 17 октября 1942 –  26 января 1943-  Спивак Валентина Архиповна 1943 – 1944 – Родионенко Михаил Архипович 1944 – 1956 –  Гладков Александр Дмитриевич 1956 – 1959 – Каратаев Дмитрий Иванович

1959 – 1975 – Галкин Иван Ильич 1975 – 1979 – Ханин Юрий Александрович 1979 – 1987 – Лучинин Виктор Петрович 1987 – 1990 – Серебренников Леонид Евдокимович 1990 – 1991 – Иванов Сергей Витальевич
   
1991 – 2008 – Серебренников Леонид Евдокимович 2008г
Банникова Наталья Сергеевна
2010г
Банников Алексей Алексеевич
   

Окончили семилетку и получили Свидетельства об окончании школы:
1942 – 33 человека
1943 – 20 человек
1944 – 15 человек
1945 – 5 человек
1946 – 13 человек
1947 – 10 человек
1948 – 14 человек
1949 – 23 человек и 35 свидетельств об окончании четырехклассного образования
1950 – 32 человека
1951 – 42 человека

Окончили среднюю школу и получили Аттестаты о среднем образовании:

1953 – 1955 – 54 человека
1956 – 25 человек
1957 – 35 человек
1958 – 35 человек
1959 – 28 человек
1960 – 26 человек
1961 – 13 человек
1962 – 7 человек
1963 – 1964  – 16 человек
1965 – 12 человек
1966 – 14 человек
1965 – 1966 – 29 человек
1967 – 40 человек
1968 – 30 человек
1969 – 21 человек
1970 – 18 человек
1971 – 18 человек
1972 – 22 человека
1973 – 24 человека
1974 – 23 человека
1975 – 30 человек
1976 – 15 человек
1977 – 39 человек
1978 – 37 человек
1979 – 44 человека
1980 – 41 человек
1981 – 28 человек
1982 – 42 человека
1983 – 20 человек
1984 – 24 человека
1985 – 23 человека
1986 – 16 человек
1987 – 10 человек
1988 – 21 человек
1989 – 19 человек
1990 – 24 человека
1991 – 15 человек
1992 – 23 человека
1993 – 18 человек
1994 – 18 человек
1995 – 11 человек
1996 – 19 человек
1997 – 35 человек
1998 – 19 человек
1999 – 28 человек
2000 – 31 человек
2001 – 29 человек
2002 – 30 человек
2003 – 32 человек
2004 – 22 человек

2005 – 24 человека
2006 – 20 человек
2007 – 7 человек
2008 -  10 человек
2009 - 15 человек
2010 - 16 человек
2011 - 2 человека
2012 - 15 человек
2013 - 6 человек

2014 - 9 человек

2015 - 6 человек
 

Школьная жизнь в воспоминаниях:
Из воспоминаний Гаськовой Матрены Георгиевны: «В 1931 году мне было поручено открыть в Гривах начальную школу. Для школы был приспособлен амбар. Не было бумаги, учебников, парт, в 1 кл. училось 65 человек, во втором – 40, в третьем – 39. Четвертый класс был открыт в 1932 году. Очень трудно было работать, но работали. Ребята тянулись к знаниям. Учителей нас было двое – я, - заведующая школой и учительница Анакина Мария Дмитриевна» (Из воспоминаний М.Г.Гаськовой).
Первое здание, в котором размещалась Коломиногривская начальная школа.

Из воспоминаний учащихся тех лет. Федор Егорович Зуев: 

«Начинал учиться в Коломинских Гривах с пятого класса. Директором был Гладков А.Д., завуч Новоселов В.И.. Лыжной базы не было, лыжи были у всех  свои. Отопление школы печное. Дрова заготавливали сами с учителями, помогали родители. Хорошо была развита самодеятельность. Ставили спектакли. Руководителем была учитель немецкого языка и пения Силатц Мэри Тонисовна. Ставили такие спектакли: «Свадьба с приданным», «Воробьевы горы», «Платон Кречет». Это было в 1953г.. В 1954г. Закончили школу. Очень развит баскетбол, волейбол, велосипедный спорт, хотя было всего два велосипеда на деревне. Ездили вместе с подгоренскими на соревнование в Подгорное, в Томск. Привезли много кубков за первое место. Аллея березовая была посажена в конце 40-х годов. Много было национальностей в школе, это – эстонцы, литовцы, немцы, латыши. Русских в классе было мало. Жили в разных деревнях, ходили в школу пешком. Школа имела хозяйственную часть, на которой содержались лошади. Дергали лен. Картошка была все время на нашей совести. Школа была деревянной, построили  спортзал  после, того, как мы закончили школу. Директор жил в школе. Многие ученики жили на квартирах, за них платили, за еду, за квартиру. Учеников было много, больше, чем сейчас. В 1951году открыли восьмилетку. В 1958г был первый выпуск 10кл., классный руководитель- Сухорослов А.С.»

Из воспоминаний директора школы Галкина И.И.
Отвечая на вашу анкету, я в первую очередь должен поблагодарить Вас за то, что отыскали мою фамилию Галкина Ивана Ильича в числе выпускников Коломиногривской неполной средней школы, по временам НСШ. Поскольку жизнь моя с этой школой связана была намного больше всех ее выпускников, я буду несколько подробнее описывать некоторые события в развитии и жизни школы.
Итак. В 1937 страшном и тяжелом году я поступил в 1-й класс будучи уже 9 лет отроду. В то время обучение начиналось с 8 лет, но мне исполнилось 8 лет 16 сентября и меня не приняли. \родители в то время всего боялись (ведь жили под комендатурой, а год 37-й) и не настаивали, чтобы я учился. Были и другие причины, чисто материального плана. В первый класс я стал ходить уже зная все буквы, счет и даже таблицу умножения, так как сестра училась старше и учила ее вслух, а я запоминал. Было 2 первых класса, «А» и «Б», я попал в «Б» и благодарил судьбу за это. Дело в том, что наш класс приняла заслуженная учительница республики Смирнова Антонина Аристарховна. Это была действительно мастер своего дела. Учитывая, что я была уже довольно «грамотный» она загружала меня дополнительно, давала «подшефных», которых я учил читать, за что поощряла то пряником, то парой конфет, а это для нас по тем временам было невиданное лакомство.
Я легко запоминал стихотворения, и она давала мне их заучивать для различных праздников, родительских собраний и новогодней елки. Я с удовольствием их декламировал. Учился я отлично. Но вот после окончания 3-го класса наша любимая учительница уехала, часть учащихся школу побросали, часть отстали, и получился один 4-ый класс. Если говорить честно, получилась какая то бурса. Год был предвоенный. Дисциплина была очень плохая. По своему росту я сел на заднюю парту, но оттуда ничего не слышал и стал бояться, что из отличников перейду в двоечники, попросился на первую парту к столу. Тем самым я сам себя спас. Пришло лето, в которое началась война и ряды наши совсем поредели, хотя в нашу семилетку ходили дети из окружающих деревень, где были начальные школы: Чемондаевка, Столбовое, Ченкасовка, Морозовка, Соколовка, Гребневка, Галевка, Васильевка, Коломино, Петрово, Кузурово. Интерната не было, и дети часто уходили. Обязательного обучения (7- летнего) тоже не было.
Школу я окончил в 1944 году. Нас было примерно (точно не помню) 24 – 25 человек, из них пошли в среднюю Подгорнскую только 5.
В пионеры меня приняли уже во втором классе, одного как отличника и человека в «возрасте».
Вы понимаете, что время было трудное, учителя многие ушли на фронт, и мы были плохо организованы.
Я любил участвовать в постановках различных пьес, это было тогда модно. Говорили у меня неплохо получается, поэтому давали главные роли. Был постоянным членом редколлегии, т.к. имел некоторые способности к рисованию. В 7-м классе наш директор школы, Родионенко Михаил Архипович организовал «окно РОСТа», в котором мы прославляли наших воинов и хулили немцев. Наша задача была перерисовать в увеличенном виде карикатуры на Гитлера, его генералов и солдат. В этом «окне» нас было трое и руководил им сам директор.
Особо ярких событий того времени я не помню, т.к. время было суровое, все в напряжении. В то время был введен предмет «Военное дело», мы изучали ПВХО, устройство винтовки и др. Дежурили по ночам с винтовкой (учебной) в школе по 3 человека. Нашу бдительность проверяли военрук, директор. Он же организовал соревнования по бегу, прыжкам и т.д.
В 1943 году была организована поделка колей для лыжных палок (для фронта). Это нас увлекло. Мы делали по 100 и более штук. Сами готовили прутья, дома оттаивали, гнули на болванках, сушили, сбивали (задание было 100 штук).
Поскольку учителя оставались в то время в основном женщины и не имеющие соответствующего образования, как предметники, преподавание велось на низком уровне. Особенно запомнилась учительница Бичевина Надежда Павловна. Это была грамотная и интеллигентная учительница. Болела за нас душой. И если кто-то пропускал уроки по причине болезни, она немедленно посещала нас на дому. Кружков не вели видимо потому что освещение в школе было ламповое и приходилось на всем экономить, в данном случае даже на керосин и тетрадях. Писали мало больше изучали устную речь, да мелом по доске. Отапливались печами, и нам приходилось помогать пилить и колоть дрова.
Моими любимыми предметами были география и физика, хотя преподавались они не особо хорошо.
Выдающимися людьми из нашего выпуска никто не стал. Ехать куда – то в Томск или другие города, в техникумы не было возможности материальной. Война шла к своему последнему году и вытрясла все. Поэтому единственный путь был в среднюю школу с.Подгорного, за 45км. Транспорта не было, хлеб по карточкам, а нам детям колхозников, не давали их совсем. Поэтому идти туда учиться находилось мало желающих. Но я отважился. И вот в 1944 году я покинул с. Коломинские Гривы и только в 1954 году возвратился в школу уже учителем математики. Школа уже 4-й год была средней. За это время я закончил учительский институт, проработал один год в с. Леботер, отслужил в армии. После армии проработал в Гришкинской семилетки 1,5 года и был переведен в Коломиногривскую среднюю школу в качестве учителя математики  в 8 – 10 –е классы. Нагрузка сразу 30 часов + военное дело, как офицеру запаса. Всего 36 часов в неделю, не имея опыта работы в старших классах, классного руководства в 8-м классе, да еще надо было заочно закончить пединститут. Его я закончил успешно в 1955 году. Работа пошла более успешно, но вот в марте 1959 года, директора школы избирают зам. Председателя райисполкома, а меня назначают директором этой школы.
Что было делать, с чего начинать?  Мой предшественник, Каратаев Дмитрий Иванович, добился строительства новой школы хозяйственным способом. Я получил в наследство новое строительство школы, в которой вы работаете, на восьмом ряду, без фундамента, т.е. по теперешней оценке строительных работ произведено не более 20%. Нужно было учиться руководству школой и руководству строительством, не имея ни на то, ни на другое никакого опыта. Единственное что было, это молодость (мне было 30 лет) и трудная жизнь, которую я уже прошел. Меня трудности не пугали. Учителя были опытные в своем большинстве, и поэтому если я недорабатывал по руководству и контролю, работа все же шла неплохо. В это время русский язык вели Борченко Мария Кузьминична, Новоселова Ольга Яковлевна, Новоселов Владимир Иванович, химию – Петрова Нина Васильевна, она же завуч, очень воспитанная, элегантная, приятная женщина из города, т.к. ее мужа сюда направили директором РТС. Физику – Гончаров Анатолий Федорович, ныне пенсионер, с 1971 года работал в Саратовской области, имеет награды отличник просвещения РСФСР, СССР, Медаль Крупской, звание учитель методист. Биологию – моя жена Галкина Василиса Федоровна, в последствии отличник просвещения, она меня никогда не подводила. Математику вели я, Поветина Мария Георгиевна, молодая, но очень способная, и старательная, географию – очень добросовестная Черкасова Екатерина Николаевна. Как видите, основной костяк учителей был опытный добросовестный, поэтому можно было достаточно времени уделять строительству.
И вот в январе 1962 года строительство было окончено и 3 февраля мы перешли в новое здание. Школа была 1-й в районе, где мы установили центральное отопление. Этот день решили сделать традиционным и в последующие годы проводили как праздничный день. Подводили итоги соревнования, приводили в порядок всю учебную базу, проводили смотры, концерты. Это было середина третьей четверти и давало какой-то толчок улучшению учебного процесса. Работали дружно, конфликтов в коллективе не было, хотя трудностей хватало. Не было интерната, детей размещали в старой школе, которую подремонтировали но тепловой режим держать было трудно. Требовалось до 500куб.м дров. Добиться строительства нового интерната было непросто. Я договорился с управляющим Чемондаевским отделением написать депутатским запросом депутату Верховного Совета СССР товарищу Лигачеву Е.К. Я его сочинил, они переписали своей рукой и с 17 подписями отправили. Ответ пришел в виде комиссии. Комиссия определила необходимость срочного строительства интерната и уже летом нашли средства на изыскание и строительства нужного цикла. Строительство началось. Подрядчик ПМК-8, заказчик РОНО. В тоже время шла пристройка к правому крылу школы. Я договорился на пристройку 2-х классных комнат, имея ввиду актовый зал. Но ни то, не другое строительство мне не удалось закончить. В 1975 году я был переведен директором Подгорнской СШ. На этот второй этап пребывания в Коломиногривской школе закончился. Он продолжался 21 год, из них 16 лет директором. Таким образом, по стажу директорства я превзошел всех своих предшественников, а по пребыванию вообще в школе (28 лет) пожалуй, только Свиридову Анну, техничку школы, не превзошел. Дело в том, что эта техничка работала, когда я еще ходил в 1-й класс и увольнял ее я, уже будучи директором. В трудовой книжке у нее была всего одна запись: «Принята на работу уборщицей» и я написал «уволена в связи с уходом на пенсию по возрасту»

О традициях:
1) Одно время у нас было хорошо налажено самоуправление. У нас один год работала учитель музыки и пения Анна Ахметовна, фамилию я забыл. Исключительно талантливый музыкант. К сожалению через год она уехала в консерваторию. Она баян не  снимала с плечь. И вот решили так. На линейку выстраиваются в классах по трем звонкам. Тишина и вдруг раздается музыка. Играет марш. Все из классов выходят и занимают свои места, дети вместе с учителем, ведущим урок. Секретарь комсомольской организации ведет линейку. Докладывает старший дежурный по школе. Директор, замы и учителя говорят, в крайнем случае, и очень кратко.
2) Неплохо действовал устный радиожурнал «Дуй ветерок» под руководством старшей вожатой Тарасовой Валентины Герасимовны (сейчас она учительница начальных классов Подгорнской школы) разрабатывался текст, прилагалась музыка, были ведущие и исполнители. И что интересно, когда все это звучало на одной из больших перемен, дети, даже самые большие шалуны, не шалили. А если кого-то надо было записать нарушителя дисциплины, никто не отказывался.
3) Неплохо была поставлена художественная самодеятельность. Всегда занимали или второе или первое место на смотрах. А когда работала Анна Ахметовна, мы выступили вообще блестяще. Очень активно вела работу в подготовке художественной самодеятельности Солдатова Полина Федоровна.
Вот так кратко мой путь и след в моей родной Коломиногривской школе и моем родном селе, где я рос с 1932 года, т.е. с 4-х лет отроду. Сейчас мне 64 года. Дети мои , Галкин Александр живет здесь же в Уральске, Западный Казахстан, а дочь Людмила, в замужестве Анисимова, в г.Красноярске – 45. она экономист, закончила университет с отличием, а школу с пятерками, но медаль не утвердили из-за разногласий в оценке работы по математике (а скорей из-за того что папа директор).
Сын топограф. Сейчас работает инженером геодезистом на стройке.

Нахожусь на пенсии, но еще работаю на городской телефонной станции мастером по ремонту телефонных аппаратов. В школу не пошел, хотя приглашали замом в лучшую школу города. Начинать в новой школе очень трудно и нервы не выдержат. Моя работа вполне меня удовлетворяет. Был секретарем парторганизации и членом бюро управления. Избирался делегатом областной и городской партконференций.

Воспоминания учительницы русского языка и литературы, выпускницы 1960 года Коломиногривской школы, Чуриловой Антониды Васильевны.
В нашей школе обучалось до 400 ребят со всех окрестных деревень. Был небольшой интернат. Дети сами привозили продукты из дома. Некоторые жили по квартирам. В школе не кормили. Но из дома местные в своих зачерниленных матерчатых сумках приносили по горбушке хлеба и делились с ближними. На переменах мы или терли спинами теплые печки, или ходили вдоль коридора, взявшись за руки, и пели песни. Утром техничка Ирина Меренюк перед первым уроком разносила керосиновые лампы, по одной на каждый ряд, но спины надежно закрывали свет. Это продолжалось недолго.
Учителей уважали и власть, и дети с родителями. Оценки были только объективные, второгодников было много и отсев учащихся как норма. Сначала была семилетка, первый выпуск средней школы состоялся в 1954 году. Край наш ссыльный, поэтому здесь оказались эстонцы, литовцы, латыши, немцы. Жили мирно, дружно. Местное население делилось хлебом насущным и теплом души своей. Прибалты этому удивлялись, говорили, у них не пустили бы переселенцев и хлев, а тут в передний угол пустили. В 1959 – 60 годы они почти все уехали. Спустя годы, кто мог, приезжали сюда посмотреть, где жили, учились, и поклониться этому суровому краю, людям, школе.
Спустя года, я теперь точно знаю, что самым удивительным явлением нашей школы была учительница Мери Тенисовна Сийлатс. Она преподавала немецкий язык в старших классах и пение. Обычно весной в районе проходил смотр художественной самодеятельности. В день выступления нашей школы клуб был полон. Такого хора не было больше в районе. Мери Тенисовна была классным музыкальным специалистом, и ее дирижерская палочка творила с нами чудеса. Сколько труда стоило ей обуздать эту бурсу после уроков, наложив свою руку на крючок двери около раздевалки, чтобы не сбежали, и научить слышать и петь на три голоса. Со старшеклассниками Мери Тенисовна готовила спектакли «Опасный спутник», «Платон Кречет», «Свадьба с приданным». Но особым явлением стала постановка оперетты «Свадьба в Малиновке». Все арии пели дети. А за сценой музицировали Владимир Иванович Новоселов (на мандолине) и Мери Тенисовна на скрипке. Успех был потрясающий. Декорацию везли в Подгорное на двух машинах.
Спортзал в школе появился где-то в 1955 году. А до этого занимались в основном на лыжах, с ременным креплением. Это не мешало устраивать в Гривах лыжные праздники – гонки. Столько народу собиралось поболеть! Помню лучших лыжников: Осипов Станислав (впоследствии военный штурман-летчик), Димуцкий Олег, Швецова Сталина. Они ездили на областные лыжные гонки защищать честь района.
Работали мы вместе со взрослыми и зимой и летом. Что делали?  Летом пололи лен. Ни воды, ни еды. Вот тебе делянка, пололи ее. А там колючий жабрей. Ясно, что в то время все делалось голыми руками. И жара. И мошки с комарами. На закладке сенажа надо было отработать дней 10. весной всем надо было сдать березовой почки по 200 – 300 грамм, собрать золу (ее рассыпали по полям перед пахотой), собрать макулатуру, металлолом, помочь пожилым расколоть – сложить дрова, почистить школьный сад, высадить цветы в этом же саду в огромные клумбы. Этим руководила Василиса Федоровна Галкина.
А вот тот самый лен, что пололи летом, осенью рвали, связывали в снопики, ставили в суслоны на просушку. А весной его (опять мы) расстилали на полях на снег.